Дорожный знак или знаки дорожного движения — техническое средство безопасности дорожного движения, стандартизированный графический рисунок, устанавливаемый у дороги для сообщения определённой информации участникам дорожного движения.
Хотя всеобщие тезисы знаки пдд и их обозначений совпадают во многих странах, сами знаки могут довольно крепко различаться от страны к стране. Реально множество систем дорожных знаков мира дозволено свести к двум системам, европейской и англосаксонской, с некоторыми местными дополнениями и различиями.
Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах от 8 ноября 1968 была принята с целью интернациональной унификации дорожных знаков.
Дорожные знаки, световые сигналы и маркировки проезжей части были стандартизированы. Конвенция была разработана во время конференции ЮНЕСКО с 7 октября по 8 ноября 1968 в Вене и вступила в силу 6 июня 1978 года. Единовременно на конференции была разработана Венская конвенция о дорожном движении, которая унифицировала правила дорожного движения.
Правила дорожного движения — свод правил, регулирующих обязанности участников дорожного движения (водителей транспортных средств, пассажиров, пешеходов и т. д.), а также технические требования, предъявляемые к транспортным средствам для обеспечения безопасности дорожного движения: http://avtobeginner.ru/.
Первые знаменитые попытки систематизировать городское движение были предприняты ещё в Старинном Риме Гаем Юлием Цезарем. По его указу в 50-х годах до н. э. на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до конца «рабочего дня» (приблизительно за два часа до его захода) был запрещён проезд частных повозок, колесниц и экипажей. Приезжие были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и передвигаться по Риму пешком, либо наняв паланкин. На дорогах империи было принято левостороннее движение, разрешающее оставлять правую (вооруженную) руку свободной. Тогда же была учреждена особая служба надзора за соблюдением этих правил, в неё набирали в основном прежних пожарных из числа вольноотпущенников. Основные обязанности таких регулировщиков заключались в предотвращении раздоров и драк между обладателями транспортных средств. Многие перекрёстки оставались нерегулируемыми. Знатные вельможи могли обеспечить себе беспрепятственный проезд по городу — они высылали впереди своих экипажей скороходов, которые расчищали улицы для проезда владельца.
В средневековой Европе был принят правосторонний разъезд рыцарей, тот, что действует по сей день в большинстве стран. Левостороннее движение, действующее в Великобритании, Индии, Японии, Бирме и на Кипре, берёт предисловие из правил, регулирующих движение судов.
Современная история правил дорожного движения берёт предисловие в Лондоне 10 декабря 1868 года на площади перед Парламентом был установлен механический ж-д семафор с цветным диском. Его изобретатель — Джон П. Найт (John Peake Knigh) — был экспертом по железнодорожным семафорам. Устройство управлялось вручную и имело два семафорных крыла. Крылья могли занимать различные расположения: горизонтальное — сигнал «стоп»; и опущенные под углом 45 градусов — дозволено двигаться с осторожностью. С наступлением темноты включали вращающийся газовый фонарь, тот, что подавал сигналы красным и зелёным светом. К семафору был приставлен слуга в ливрее, в обязанности которого входило поднимать и спускать стрелу и поворачивать фонарь. Впрочем техническая реализация устройства оказалась неудачной: скрежет цепи подъёмного механизма был настоль мощным, что проезжавшие лошади шарахались и вставали на дыбы. Не проработав и месяца, 2 января 1869 года семафор взорвался, находившийся при нём полицейский был ранен.
В 1865 году парламентом Великобритании был принят закон, по которому скорость транспорта была ограничена 6 км/ч, а перед автомобилем должен был идти человек, размахивая красным флагом. Конечный пункт был упразднен в 1878 году. Действовали в те времена и необычные для современного человека правила — дабы обыватели не пугались «огненного чудовища», перед автомобилем должен был бежать мальчуган и предупреждать о приближении экипажа. По иным данным правило «красного флага» было отменено только в 1896 году, совместно с возрастанием лимита скорости до 23 км/ч и упразднением требования наличия экипажа из 3 человек (машинист, помощник и кочегар) для легкомоторных (до 3 т снаряжённой массы) безлошадных транспортных средств, т.е. было юридически признано различие автомобилей от локомотивов, что дало толчок становлению британского автомобилестроения. Еще раз скоростной лимит был повышен в 1903 году, а окончательно законы 1896 и 1903 годов были отменены в Великобританиии только в 1930 году.