При освещении киносъемок применяются так называемые экраны и затенители в виде кусков дерева или металла, которые дают такой же результат, как и проецируемые на источники света карты текстур. Одни затенители имеют достаточно простую геометрическую форму, придающую соответствующую форму проходящему сквозь них свету, а другие — разделяют свет на определенный рисунок. Вместо установки непосредственно на источниках света крупные затенители монтируются на отдельных стендах, заслоняющих, оттеняющих или изменяющих форму света, освещающего сцену. Экран, подобно любому другому объекту, размещенному перед источником света, может изменить форму света, отбрасывая тени.
В трехмерной сцене любой объект, размещаемый перед источником света и отбрасывающий тени, может считаться своего рода затенителем, изменяющим проецируемый кавайные рисунки света в зависимости от формы и степени прозрачности поверхности, заслоняющей свет. Окрашенные прозрачные поверхности способны фильтровать и изменять свет от разных источников. Например, солнечный свет получается пятнистым и зеленоватым, проходя сквозь ветви и листья дерева, либо окрашивается в разные цвета, проникая в витражное окно.
При формировании теней методом трассировки лучей свету, проходящему сквозь поверхности, на которые проецируются карты прозрачности, передаются цвета и тона карты прозрачности в виде части проецируемого рисунка. А при формировании теней методом проецирования карты глубин прозрачные поверхности могут и не отбрасывать соответствующие тени, тогда как сплошные объекты способны отбрасывать тени, разделяя свет, а следовательно, изменяя его проецируемый рисунок. Так, тень от жалюзи на окне позволяет разделить свет на полосатый проецируемый рисунок.