Инвентаризация — это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Это стержневой метод фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.
Основная цель инвентаризация в магазине — обнаружение фактического наличия имущества предприятия и сравнение с данными бухгалтерского учёта. Инвентаризация проводится путём пересчёта, измерения, взвешивания физических ценностей:
на складах (склады сырья, продовольствия, горюче-смазочных материалов, готовой продукции, товаров; аптеки, библиотеки и т. п.)
в производстве,
на торговых площадях,
в кассе.
При этом инвентаризации подвергаются следующие объекты бухгалтерского учёта:
основные средства,
материальные резервы,
готовая продукция,
товары в торговой сети,
наличные денежные средства,
ценные бумаги и денежные документы.
Также проведение инвентаризации помогает добиваться ряда побочных целей:
контроль выполнения правил по обеспечению сохранности товарно-физических ценностей,
выявление товарно-физических ценностей с истёкшим либо истекающим сроком годности; испорченных,
выявление неиспользуемых физических ценностей с целью их реализации.
Инвентаризации могут быть сплошными (полными) либо выборочными (частичными). Также инвентаризации делятся на плановые (проводимые по графику) и неожиданные.
Требования к проведению инвентаризации www.inventory-team.com.ua:
внезапность (для материально-ответственного лица),
комиссионность (проведение комиссией),
действительность (настоящий пересчёт инвентаризуемого имущества),
непрерывность,
обязательное участие материально-ответственного лица.
Когда назначается инвентаризация
Количество инвентаризаций в году, время их проведения, объекты инвентаризации устанавливаются начальником предприятия в приказе об учётной политике либо отдельным приказом. Помимо этого, действующим правом предусмотрены случаи непременного проведения инвентаризации:
ежегодно в четвёртом квартале перед составлением годовой бухгалтерской отчётности,
при продаже имущества, сдаче в аренду,
при смене материально-ответственного лица,
при обнаружении фактов хищений, злоупотреблений либо порчи имущества,
после стихийного бедствия, пожара, аварии и т. п.
при реорганизации либо ликвидации предприятия.
Внезапную инвентаризацию уместно назначать при наличии данных:
о фактах подлога покупателей,
о фактах присвоения ценностей,
о фактах изготовления неучтённой продукции,
о фактах неучтённых продаж,
о фактах истребления имущества и т. п.
Подготовка к проведению инвентаризации
Инвентаризация организуется на основании письменного приказа начальника организации. Для её проведения создаётся комиссия не менее трёх человек. В состав комиссии могут, в частности, быть включены эксперты нужного профиля (бухгалтер, товаровед, технолог), представители службы внутреннего контроля предприятия. При проведении инвентаризации в рамках документальной ревизии в состав комиссии традиционно включается поверенный ревизионной группы. Если инвентаризация проводится по инициативе правоохранительных органов, то их поверенный может присутствовать при её проведении, но в состав комиссии не включается. Наличие всех членов комиссии при непосредственном пересчёте имущества непременно, неимение правда бы одного из них может служить основанием для признания выводов инвентаризации недействительными. Также непременно наличие материально-ответственного лица. Даже в случае, когда материально-ответственное лицо находится под арестом, правоохранительные органы обеспечивают его доставку, в отвратном случае итоги инвентаризации не будут иметь юридической силы.