Сертификация систем менеджмента качества
Стандарт ISO 9001 — наиболее известный в системе стандартов ISO (Международной организации по стандартизации).
Стандарт ISO 9001 описывает модель системы менеджмента качества и разработан с целью помочь организациям удовлетворять требования и ожидания заказчиков и других заинтересованных сторон.
Данный стандарт используют более миллиона организаций в более чем 170 государствах. В Российской Федерации стандарт ISO 9001 принят в качестве национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9001.
Стандарт применим для всех отраслей и видов экономической деятельности, позволяет учитывать особенности и специфические требования различных организаций.
Стандарт ISO 9001
Стандарт ISO 9001 требует от организаций понимания внешней среды, в условиях которой они действуют, изучения рисков, лидирующей роли руководства, связанной с более близкими связями между системой менеджмента и качеством продукции и услуг. В итоге применение стандарта Сертификация ISO 9001 обеспечивает достижение таких результатов, при которых система менеджмента качества является органичной частью всех бизнес-процессов организации. Система менеджмента качества представляет руководителям ценный механизм для эффективного выполнения их обязанностей внутри организации и по контролю над ее деятельностью, а кроме того предоставляет необходимую информацию для принятия управленческих решений.
В основу стандарта ISO 9001 заложен ряд принципов, среди которых важнейшими являются:
ориентация на потребителя;
лидерство руководства;
вовлеченность и взаимодействие персонала;
использование процессного подхода;
постоянные улучшения;
принятие решений на основе фактов;
менеджмент взаимоотношений.
Система менеджмента качества обеспечивает необходимую структуру для управления и улучшения показателей деятельности организации, независимо от ее размера и сферы деятельности.
Стандарт ISO 9001 позволяет организациям получить следующие выгоды:
обеспечение понятности и четкости выполняемых персоналом функциональных обязанностей, что позволяет им максимально эффективно выполнять поставленные задачи;
повышение осведомленности персонала о способах и методах совершенствования качества;
непрерывное совершенствование деятельности организации за счет выявления и устранения потерь в ходе ее функционирования;
улучшение внутренних механизмов планирования, взаимодействия и систем распределения ресурсов;
снижение уровня дефектности, повышение качества продукции и производительности, и, как следствие, снижение затрат;
соответствие продукции требованиям и ожиданиям потребителей;
постоянное совершенствование бизнес-процессов организации;
конкурентоспособность организации на рынке.
Важным элементом стандарта ISO 9001 является проверка функционирования системы менеджмента качества и ее пригодности, которая осуществляется в форме внутренних аудитов, проводимых самой организацией. Организация также может принять решение пригласить стороннюю независимую компетентную организацию для проведения проверки (сертификации).