Пока большинство свежих новостей с Марса связано с миссией марсохода Perseverance, на Красной планете продолжает свою работу ровер Curiosity, который прибыл туда почти десять лет назад и превысил планируемый срок эксплуатации уже в пять раз.
Само собой, у марсохода чем дальше, тем больше будет появляться проблем. Одна из потенциальных — сильные повреждения колёс. Первые повреждения были обнаружены специалистами Лаборатории реактивного движения НАСА (Jet Propulsion Laboratory; JPL) уже спустя год. Само собой, за последующие восемь лет повреждений стало больше, ведь аппарат проехал более 25 км.
новое колесо против колеса состоянием на 4 апреля 2021 года
И вот теперь специалисты JPL представили свой план действий на случай критического повреждения одного из колёс. Если упростить, то речь идёт о сбросе колеса.
На самом деле, конечно, всё намного сложнее, и никакого изначально заложенного механизма для этого у Curiosity нет.
Итак, каждое колесо ровера располагает 19 грунтозацепами. Испытания показали, что колесо остаётся работоспособным, даже если поломаны 13 из них. То есть лишь с повреждением 14 грунтозацепов, если не будет никаких особых нюансов, JPL рассмотрит вопрос необходимости каких-то действий. По расчётам учёных, случится это не раньше 2034 года, а доживёт ли марсоход до этого, пока большой вопрос.
Как бы там ни было, вариант решения уже есть, и его исследовали на Земле. Суть в том, что испытания показали, что грунтозацепы почти всегда ломаются в первую очередь на внутренней части колеса. Если точнее, намного меньше повреждений получает внешняя треть колеса, так как она содержит усилитель жёсткости и поддерживается ступицей. Идея учёных заключается в том, что при достижении критического объёма повреждений можно специально нагрузить колесо таким образом, чтобы оно окончательно лопнуло по границе того самого усилителя жёсткости — то есть внутренняя часть колеса полностью отсоединится от внешней. После этого останется лишь сбросить эту часть. Ровер при этом останется работоспособным.
Учёные уже даже отработали соответствующий манёвр: наезд на камень и поворот колеса необходимым образом. Конечно, процесс намного сложнее, и занимает два-три месяца, кроме того, он требует наличие камня определённой конфигурации.
Что же касается марсохода Perseverance, его колёса были разработаны в том числе с учётом опыта предшественника. Они более жёсткие, с большим количеством грунтозацепов и с меньшим расстоянием между ними.