Гитара, уроки гитары — струнный щипковый музыкальный инструмент. Используется в качестве аккомпанирующего либо сольного инструмента во многих жанрах и направлениях музыки, среди которых романс, блюз, кантри, фламенко, рок, метал, джаз. Изобретённая в XX веке электрическая гитара произвела существенные метаморфозы в музыке и тем самым оказала мощное воздействие на массовую культуру.
Гитара представляет собой корпус с длинной шейкой, называемой «грифом». Лицевая, рабочая сторона грифа — плоская либо слегка выпуклая. По неё параллельно натянуты струны, закреплённые одним концом на подставке корпуса, иным — на колковой коробке на окончании грифа. На подставке корпуса струны привязываются либо крепятся недвижимо при помощи барашков, на головке грифа с поддержкой колкового механизма, разрешающего регулировать натяжение струн.
Струна лежит на 2-х порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее максимальную длину рабочей части струны, является мензурой гитары. Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут применяться так называемые «сёдла» — примитивные механизмы, разрешающие регулировать длину всей струны.
Источником звука в гитаре являются колебания натянутых струн: уроки гитары с нуля. Высота извлекаемого звука определяется силой натяжения струны, длиной колеблющейся части и толщиной самой струны. Связанность тут такая: чем тоньше струна, чем короче и чем крепче натянута — тем выше она звучит. Математическое изложение этой зависимости получено в 1626 году Мареном Мерсенном и носит наименование «закон Мерсенна».
Основной метод управления высотой звука при игре на гитаре — это метаморфоза длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и возрастание издаваемого струной тона (рабочей частью струны в данном случае будет часть струны от нижнего порожка до порожка того лада, на котором находится палец гитариста). Сокращение длины струны вдвое вызывает возрастание тона на октаву.
В нынешней западной музыке применяется равномерно темперированный 12-нотный звукоряд. Для упрощения игры в таком звукоряде в гитаре применяются так называемые «лады». Лад — это отрезок грифа с длиной, вызывающей возрастание звука струны на один полутон. На границе ладов в грифе укрепляются металлические ладовые порожки. При наличии ладовых порожков метаморфоза длины струны и, соответственно, высоты звука становится допустимым только дискретным образом.
Сама по себе колеблющаяся струна звучит дюже тихо, что для музыкального инструмента непригодно. Для увеличения громкости в гитаре применяются два подхода — акустический и электрический.
При акустическом подходе корпус гитары конструируется в виде акустического резонатора, что разрешает достичь громкости, сопоставимой с громкостью человеческого голоса.
При электрическом подходе на корпусе гитары устанавливаются один либо несколько звукоснимателей, электрический сигнал от которых после этого усиливается и воспроизводится электронными средствами. Громкость звука гитары при этом ограничена только мощностью применяемой аппаратуры.
Возможен также смешанный подход, когда звукосниматель либо микрофон используются для электронного усиления звука акустической гитары. Помимо того, гитара может использоваться в качестве устройства ввода для синтезатора звука.
По методу усиления звука www.armusic.ru:
Акустическая гитара — гитара, усиливающая звук колеблющихся струн с поддержкой акустического резонатора, которым служит корпус гитары.
Резонаторная гитара (резофоническая либо резофоник-гитара) — разновидность акустической гитары, в которой для увеличения громкости используются встроенные в корпус металлические акустические резонаторы.
Электрогитара — гитара, в которой механические колебания струн превращаются в электрический сигнал электромагнитным звукоснимателем. Электрический сигнал традиционно подается на обособленный аудиоусилитель и озвучивается акустической системой.
Полуакустическая электрогитара — электрическая гитара, но в дополнение к звукоснимателю струн имеется полый акустический корпус, разрешающий гитаре звучать без электроусилителя. (Не следует путать с электроакустической гитарой, в которую вмонтирован пьезозвукосниматель, снимающий звуковые колебания с корпуса а не со струн).
Электроакустическая гитара — акустическая гитара, в которую встроен пьезозвукосниматель (пьезо-датчик), преобразующий в электрический сигнал колебания корпуса акустического резонатора гитары.
Электроакустическая бас-гитара — как и электрическая бас-гитара нередко имеет 4 струны, но с корпусом в виде акустического резонатора и встроенным пьезозвукоснимателем.
Синтезаторная гитара (MIDI-гитара) — гитара, предуготовленная к применению в качестве устройства ввода для синтезатора звука.