Система охлаждения мотора внутреннего сгорания, авторадиаторы в самаре — общность устройств, обеспечивающих подвод охлаждающей среды к нагретым деталям мотора и отвод от них в атмосферу лишней теплоты, которая должна обеспечивать наивыгоднейшую степень охлаждения и вероятность поддержания в требуемых пределах теплового состояния мотора при разных режимах и условиях работы.
В период сгорания рабочей смеси температура в цилиндре достигает 2000 °C и больше. Система охлаждения предуготовлена для поддержания оптимального теплового состояния мотора в пределах 80-90°C. Мощный нагрев может вызвать нарушения типичных рабочих зазоров и, как следствие, усиленный износ, заклинивание и поломку деталей, а также снижение мощности мотора, за счёт ухудшения наполнения цилиндров горючей смесью, самовоспламенения и детонации. Для обеспечения типичной работы мотора нужно охлаждать детали, соприкасающиеся с жгучими газами, отводя от них тепло в атмосферу непринужденно, либо при помощи промежуточного тела (воды, низкозамерзающей жидкости). При непомерно крепком охлаждении рабочая смесь, попадая на холодные стенки цилиндра конденсируется и стекает в картер мотора, где разжижает моторное масло. Как следствие этого мощность мотора уменьшается, а износ возрастает. При понижении температуры масло густеет. Это является поводом того, что масло дрянней подается в цилиндры и возрастает расход топлива, уменьшается мощность. Следственно система охлаждения должна ограничивать температурные пределы, обеспечивая наилучшие данные работы мотора.
Системы охлаждения, радиаторы для автомобилей систематизируются в соответствии со методом применения теплоносителя в системе.
Замкнутые — в таких системах жидкость-теплоноситель циркулирует по герметичному силуэту, нагреваясь от источника тепла (нагревателя) и остывая в охлаждающем силуэте (охладителе). В зависимости от устройства системы, теплоноситель может закипать либо всецело испаряться, опять конденсируясь в охладителе. Незамкнутые — в незамкнутых(проточных) системах теплоноситель подается извне, нагревается у источника тепла и направляется во внешнюю среду. В этом случае она играет роль охладителя, предоставляя нужные объем теплоносителя необходимой температуры на входе и принимая нагретый на выходе. Открытые — системы, в которых нагреватель размещен в определенный объем теплоносителя, а тот заключен в охладителе, если таковой предусмотрен конструкцией. Скажем, открытая система с маслом в качестве теплоносителя применяются для охлаждения сильных электротрансформаторов.
К «чисто жидкостным» системам охлаждения дозволено отнести лишь открытые системы охлаждения речных и морских судов, где для охлаждения применяется забортная вода. В некоторых неподвижных моторах начала XX столетия мог отсутствовать радиатор, взамен этого имелся расширительный бак большого объёма — отчасти тепло рассеивалось за счёт испарения воды, отчасти — через стенки бака, а отчасти за счёт большого объёма воды, тот, что не поспевал довольно прогреться за время работы мотора.
В жидкостных системах охлаждения поршневых моторов наземного и воздушного транспорта, а также неподвижных установок охлаждающая жидкость циркулирует по замкнутому силуэту, а тепло рассеивается в окружающую среду с поддержкой обдуваемого воздухом радиатора.
Основные части жидкостной системы охлаждения autoclick63.ru:
Рубашка охлаждения (1) представляет собой полость, огибающую части мотора, требующие охлаждения. Циркулирующая по рубашке охлаждения жидкость отбирает у них тепло и переносит его к радиатору.
Насос охлаждающей жидкости, либо помпа (5) — обеспечивает циркуляцию жидкости по силуэту охлаждения. В некоторых моторах, скажем мини-тракторов, может использоваться термосифонная система охлаждения — то есть система с обычной циркуляцией охлаждающей жидкости, в которой данный насос отсутствует. Может приводиться в движение либо через ременную передачу от вала мотора, либо от отдельного электродвигателя.
Термостат (2) — предуготовлен для поддержания рабочей температуры мотора. Термостат перенаправляет охлаждающую жидкость по малому кругу — в обход радиатора, если температура не достигла рабочей.
Радиатор (3) имеет развитую поверхность, обдуваемую снаружи набегающим потоком воздуха. Радиатор изготавливается из материалов, отлично проводящих тепло, почаще каждого из алюминия (радиатор для охлаждения масла почаще каждого делают из меди).
Вентилятор (4) создаёт добавочный поток воздуха для обдува радиатора, в том числе во время остановок и при движении на малой скорости. Может приводиться ременной передачей от вала мотора, но в современных автомобилях, за исключением больших грузовиков, он работает от электродвигателя.
Расширительный бак содержит резерв охлаждающей жидкости. С атмосферой расширительный бак сообщается через клапан, поддерживающий избыточное давление охлаждающей жидкости при работе, что разрешает мотору трудиться при большей температуре, не допуская кипения охлаждающей жидкости, которое может привести к повреждению мотора.