Витраж — вид монументального искусства, произведение изобразительного декоративного искусства либо орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предуготовленное для заполнения проёма, каждого оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
С давних пор витраж применялся в храмах.
В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.
В романских храмах (Франция, Германия) возникли сюжетные витражи. Многоцветные, огромные по размеру витражи из разновидных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись спецификой готических храмов. Почаще каждого готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в больших стрельчатых окнах, и в так называемых окнах «розах». В эру Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, использовалась техника выскабливания по намеренно покрашенному разноцветному стеклу.
Виды современных витражей
Пескоструйный витраж
Пескоструйный витраж — вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок), исполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных всеобщей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.
Мозаичный витраж
Мозаичный витраж — наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с приблизительно идентичным по размеру модулем смальты. Мозаичный комплект применялся как фон, но может использоваться и независимо, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном комплекте зачастую применяются отлитые в форму фигурные детали трудного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.
Наборный витраж
Наборный витраж — примитивный вид витража, как правило, без росписи, тот, что создается на наборном столе из ломтиков сразу вырезаемых либо предварительно нарезанных стекол.
Спечной витраж (фьюзинг)
Спечной витраж либо фьюзинг — витражная техника, в которой рисунок создается путём совместного запекания разноцветных ломтиков стекла либо путём впекания в стекло инородных элементов (скажем, проволоки).
Расписной витраж
Расписной витраж — витраж, в котором все (либо примерно все) стекла расписаны, самостоятельно от того, на цельном стекле написана картина либо она собрана в оправу из расписных фрагментов. Допустимы незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.
Травленый витраж
Травленый витраж — витраж представляет собой группу стекол (филенок), исполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных всеобщей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.
Паечный витраж
Свинцово-паечный (паечный) витраж — классическая техника витража, появившаяся в средние столетия и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из ломтиков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая дальше обжигается в намеренно устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней цельное целое.
Фацетный витраж
Фацетный витраж — витраж, исполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасцетом) либо объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Дабы получить широкую фаску (это усиливает результат от преломлений света) требуется больше толстое стекло, что увеличивает вес витража. Следственно готовые фацетированные детали собирают в больше крепкую (латунную либо медную) оправу. Сходственный витраж отличнее размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, так как такая оправа в состоянии вынести нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает. Золотистый оттенок медной либо латунной оправы придает вещам дорогой вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что исключительно значимо для мебельных витражей.
Комбинированный витраж
Комбинированный витраж — витраж, сочетающий в себе несколько приемов, скажем: расписной медальон и технику мозаичного комплекта, фацетное остекление в качестве фона. В старину такие сочетания достигались путём подгонки теснее готовых, зачастую купленных витражей под больше широкий оконный проем, когда недостающие части легко доставляли, придавая этому остеклению вид орнамента. Составной витраж сегодня дюже знаменит: он разрешает добиться богатства фактур, оптических результатов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении трудных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.