Настольная игра — игра, основанная на манипуляции касательно небольшим комплектом предметов, которые могут целиком разместиться на столе либо в руках играющих. В число настольных игр входят игры со особым полем, карточные игры, кости, солдатики и другие. Игры данной категории, в различие от спортивных и видеоигр, не требуют энергичного перемещения игроков, наличия добавочного технически трудного инвентаря либо особых сооружений, игровых площадок, полей и т. п.
По типу используемых предметов:
Карточные игры
Игральные кости
Игры миниатюр (англ. Miniature games) — солдатики, «стальная дорога»
Игры с карандашом и бумагой (англ. Paper and pencil game) — Крестики-нолики, Морской бой, Точки, Балда
Настольные игры с игровым полем — шахматы, шашки, нарды, мельница
Игры, основанные на узоре и плитках (англ. Tile-based game) — маджонг, домино
Ролевые игры — мафия
Словесные игры — контакт
В свою очередь игры перечисленных типов могут дальше подразделяться по особенностям оформления и механизма игры. Полной систематизации не существует, но традиционно в всяком классе имеется несколько обширно вестимых, различающихся по механизму игр, таких, что остальные дозволено рассматривать как их варианты. Так, скажем, игры на особых досках дозволено поделить на игры шахматного и шашечного типа (первые — с неравноценными фигурами, вторые — с равноценными фигурами), в играх шашечного типа, в свою очередь, дозволено выделить игры с статичными (го, рэндзю) и подвижными шашками, последние делятся на шашечные и нардовые, к которым относятся теснее определенные модификации соответствующих игр: русские, английские, турецкие, интернациональные шашки, длинные и короткие нарды, уголки и многие другие.
Для одного игрока. Скажем, карточные пасьянсы, пасьянс маджонг, собирание пазлов.
Для фиксированного числа игроков. Существует огромное число разных логических и азартных игр, в которые играют два игрока, один вопреки иного (напр, шахматы, шашки, го, нарды). Ряд игр требует сурово определённого числа игроков, большего 2-х. Скажем, многие карточные игры играются только вчетвером. В домино могут играть от 2 до 4 человек, в маджонг — 4 либо 3, в зависимости от выбранного комплекта правил.
Для произвольного числа игроков. Это ряд карточных и множество имитационных игр. Тут число игроков может колебаться от 2-х до некоторого верхнего предела. Традиционно для всей такой игры есть определенный оптимум числа игроков: при большем либо меньшем числе игра становится менее увлекательной. В азартных играх число игроков может влиять на соотношение могущества случая и мастерства играющих на исход партии. Так, в преферансе считается, что вариант для трёх игроков больше подвержен влиянию случайного фактора, чем начальный, рассчитанный на четверых.
По степени кооперации игроков:
Каждый за себя. Все остальные участники игры являются конкурентами игрока, он выигрывает либо проигрывает единовластно. См. антагонистическая игра. Примеры: шахматы, преферанс.
Команда на команду. Игроки первоначально сгруппированы в команды, которых может быть две либо больше. Правда участвует в игре (то есть принимает решения и делает ходы) всякий из игроков единовластно, соперничающими сторонами являются команды; команда выигрывает либо проигрывает целиком, как правило, победа либо поражение фиксируются либо по первому проигравшему (проиграл один из игроков команды — его команда проиграла), либо по победителю (вышел победителем один из игроков команды — его команда поборола), либо по какому-либо цельному интегральному показателю (победителем становится команда, игроки которой набрали в сумме огромнее каждого очков). Огромное воздействие на итог оказывает знание игроков команды делать коллективно, при том, что во многих играх правила воспрещают игрокам одной команды общаться и договариваться во время игры, так что для выигрыша им нужно знание «читать» состояние дел у своих партнёров по ходу игрового процесса. Пример: бридж.
Коалиционные игры. Игра начинается как «всякий за себя», но по ходу действия игроки могут независимо объединяться в группы (коалиции) и делать коллективно. Коалиция, поборовшая своих противников, либо объявляется поборовшей целиком, либо распадается и продолжает игру, в которой игроки могут играть в режиме «всякий за себя» либо образовывать новые коалиции. Коалиционные настольные игры весьма редки, так как трудно добиться сбалансированности игрового механизма, дабы избежать предопределённости итога — заведомого проигрыша меньшей коалиции либо одиночки.
Кооперативные игры: игроки играют на всеобщий итог — совместно выигрывают либо проигрывают. Примеры: Пандемия, Ханаби.
Многие торговые карточные игры играются вчетвером, пара на пару, а вот маджонг, при тех же четырёх игроках — игра типа «всякий за себя». Характерной коалиционной игрой являются трёхсторонние шахматы (которые единовременно могут служить примером трудности достижения равновесия в коалиционной игре).