Как же устроена профессиональная студия звукозаписи?

Сегодня я вам расскажу о том, как устроена студия звукозаписи и как вообще создается музыка. Мне удалось побывать на студии Владимира Осинского — одной из самых именитых в России. На этой студии записывались Киркоров, Басков, Билан, Орбакайте, Шуфутинский, Земфира, Тату… да по сути все звезды! Будет очень много текста и фотографий, так что прошу отнестись к труду с пониманием!

Моменты вроде «как придумывается песня» я пропущу. Это, пожалуй, самый творческий этап и всегда протекает по разному. Начну сразу с момента, когда за работу берется звукорежиссер. Поясню, что это человек, который производит запись, воспроизведение, обработку, сведение звуковых компонентов с помощью технических средств звуковых студий.

Сначала обдумывается форма, делается аранжировка, и прописываются инструменты. Под черновой минус (еще без живых инструментов) уже можно писать вокал. На этом этапе песню записывают проходником, чтобы звукорежиссер вник в суть песни, о чем она, как с ней дальше работать. Когда окончательная форма и концепция будущей песни ясна, можно записывать основной вокал. Делается это по кусочкам. Помимо деления песни на куплеты и припевы, запись может вестись либо по фразам, либо построчно — для каждой песни выбирается индивидуальный подход. Зависит это и от темпа — быстрые можно писать по фразам, медленные, соответственно, должны быть плавнее и одна фраза должна переходить в другую. Иногда дело доходит до записи отдельных букв. И дело тут даже не в профессионализме артиста, а в требованиях к современной музыке. В теории записи звука столько нюансов, что этому посвящены отдельные дисциплины в институтах, поэтому за этим делом всегда лучше обращаться к опытным мастерам и студия звукозаписи сделает всё как надо. Припевы в быстрых песнях часто копируются, но когда в песне должно быть развитие (особенно это чувствуется в медленных композициях), каждый припев записывается отдельно. Кроме того, обязательно должно быть дыхание. Некоторые обрубают его и получается неживой вокал. Иногда это к месту, иногда этим злоупотребляют и получается не очень красиво.

Когда голос записан и собран, запись прослушивают на наличие лишних звуков, щелчков, стреляющих букв («с», «щ» и т.п.). В критических случаях голос двигают даже по ритму, хотя вообще такого быть не должно. Для борьбы с «грязью» используют специальные программные плагины, которые реагируют на частоту определенных букв, звуков и немножко убавляют их или выравнивают. Программы для студий звукозаписи едва не уступают фотошопу по своим возможностям и несомненно облегчают труд звукорежиссеров, однако, почти у каждого плагина есть приборный аналог.